В Москве из 6,3 млн рабочих мест более 2 миллионов занято не москвичами

В эфире радио СИТИ-FM заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов рассказал ведущему программы «Вечерний развод», политологу Георгию Бовту о проводимой столицей экономической политике, инвестлимате в Москве, развитии туризма и торговли, а также расширении города. К беседе в студии подключались и слушатели по телефону.

Вы давно вошли в курс дела. Ваши впечатления от приведения в порядок бюджета, который достался городу? Есть ощущение, что сейчас больший порядок, чем был год назад?

Я не хочу сказать, что принял бюджет в беспорядке. Он был достаточно устойчивым. Другое дело, что его структура нуждается в изменении. Мы над этим работаем. Дефицит некритичен. И нам удалось его уменьшить. В прошлом году мы избежали заимствований, кроме небольшого кредита, ничего не занимали. Это хорошо. И в этом году мы постараемся быть экономными, улучшим ситуацию по расходам, мы готовы их уменьшить. Постараемся обойтись без внешних заимствований.

Все говорят, что нужно улучшать инвестиционный климат. В Москве он был лучше, чем в среднем по стране. Что подразумевает перемена правил?

По международным стандартам в Москве по рейтингу на десятом месте. Для бизнеса это гигантский рынок. Но с точки зрения условий деятельности конкуренция всегда была запутанной.

Мне кажется, что в последние годы высокий уровень образования, квалифицированная рабочая сила, и другие привлекательные моменты - это все стало деградировать. В чем остались преимущества и где они? Может, нужно бежать из Москвы? Жуткий город стал.

Ряд показателей по-прежнему остался. Это крупнейший город Европы, и свою продукцию тут стремятся продавать многие. Образование все равно самое сильное. Запас, на котором мы едем, остался все же большим. Здесь три аэропорта международных, выезжать стало удобнее.

Правила игры для бизнеса?

Важный критерий. Многие международные предприниматели говорят, что в Китае, например, более жесткие правила, и они не меняются. А в России корректируются. Есть сложности. И для московского Правительства стабильность правил - одна из приоритетных задач. Вот сегодня утвердили процедуру одобрения летних кафе. Раньше это занимало месяцы. А теперь всего раз нужно утвердить схему, и она не будет меняться.

А что нужно там предъявить?

Если вы не строите, а обходитесь только оборудованием: столики, зонтики отопительные приборы, то вам не нужно получать одобрение эскиза кафе, вы не платите за это кафе - все равно будет налоги с бизнеса. На всю процедуру со всеми операциями 30 дней. Это выносится на межведомственную комиссию, где заявитель может опротестовать результаты. И она выступает арбитром, и не оставляет предпринимателя один на один с чиновником.

Слушатель: Сейчас Собянин хочет увеличить количество веток метро в разы. Откуда такие деньги появились и куда они девались раньше при Лужкове?

На сегодня длина линия метро 301 км, а должна быть увеличена еще на 75 км. Деньги из бюджета и за счет перераспределения и изменения структуры бюджета. В части затрат бюджет сильно изменился. Расходы на транспорт составляют 339 млрд. рублей. Их было существенно меньше. Они выросли в два раза за счет изменения приоритетов. Транспортная проблема - одна из наиболее острых.

В свое время были пресловутые лужковские надбавки. Потом сказали, что они сохранятся, но часто люди звонят и говорят, что база выросла, а в результате люди стали получать меньше в два раза. Что случилось?

Я тоже об этом слышал. Я скажу, как это видится мне. На начало прошлого года средняя московская школа получала в год 63 тысячи на одного учащегося на старшеклассника. И самые продвинутые гимназии 123 тысячи в год на одного школьника. На начало прошлого года средняя московская школа получала в год 63 тысячи на одного учащегося на старшеклассника

Школьников стало меньше?

Нет, стало больше. Мы чувствуем волну, которая будет нарастать в течение 10 лет. Сейчас все школы стали получать 120 тысяч на одного школьника. Все. И эти 120 тысяч рублей на школьника не включают в себя затраты на коммунальные услуги, мебель и т.д. И директора получили возможность до 30 процентов этой суммы направлять в фонд стимулирования. Сейчас в школах проводится политика по включению родителей в комитеты, которые будут определять надбавки. По официальной статистике зарплата в школах возросла на 15-20 процентов.

А надбавки лужковские?

Я учитываю весь фонд, который учителя получили в прошлом году. И объяснение фактам, о которых Вы говорите, могу дать такие. Это снижение трудозатрат для отдельных учителей или дестимулирование.

То есть, надо искать внутри.

Да. Правительство исправно выделяет деньги.

И схема по медицине та же?

Да. Принцип тот же.

Слушатель: В свое время в бюджете российском были предусмотренные для Москвы компенсации осуществления столичных функций. Хотел бы услышать, от Вас, будете ли вы за это бороться?

Вечная тема - кто у кого берет деньги: регионы у столицы или столица у регионов. В начале 2000-х годов предусматривалась такая компенсация, потом она исчезла. Сейчас Москва не получает ничего для исполнения своих столичных функций. Структуры бюджета достаточно велики, но легко войти в обязательства и трудно выйти из них. Мы были бы заинтересованы. Но сейчас вот возможно софинансирование бюджета в расходах на метрополитен. Если учесть, что метро в день пользуется до 9 млн. человек, и значительная часть из них не жители Москвы, то есть смысл, что Федерация участвует в такого рода расходах. Для нас это очень важно.

Зарплата воспитателя стала зависеть от количества детей и родителей. Пришло пять детей - половины зарплаты нет. Видимо, внутри какие-то порядки заведены. Кто это делает?

Не готов ответить.

В статье премьер-министр упоминает, что есть коэффициенты участия. В госсфере это тоже применяется. Минэкономразвития заработали такое для регионов. Есть подобное для Москвы?

Безусловно, все это существует в течение нескольких лет. В начале января премьер проводил совещание с губернаторами. Это громоздкая система, но она не может быть простой. Показатели сформулированы в 16 программах. Все это зафиксировано, и по ним оценивается результативность деятельности и отдельного чиновника, и мэра, и правительства в целом.

Слушатель: Какие сейчас мероприятия проходят в правительстве Москвы по поводу тех территорий, которые внезапно Москве достались? Содержать их достаточно накладно.

Говорят, что Москва осваивала нынешние границы 150 лет, так что сразу это тут не освоить тоже. Юридически это станет частью Москвы с 1 июля 2012 года. И появятся бюджетные обязательства по поводу содержания инфраструктуры. Но там проживают всего 250 тысяч человек. Это небольшая доля по сравнению с 11 миллионами жителей Москвы. Объявлен конкурс, по итогам которого должны появиться 10 укрупненных мастер - планов развития московской агломерации. Не новой Москвы, а агломерации. Это менее определенное, ног более широкое понятие. И мы надеемся, что специалисты из Европы и Азии примут участие. По решению мэра Москвы заключены инвестиционные контракты на создание огромного количества площадей. С сентября прошлого года ведется работа АО градостроению. Какой видит себя Москва, от чего она должна отказаться, на чем остановиться?

Слушатель: Добрый вечер! Почему не остановили строительство громовских многоэтажек? По сути, на наших детей идет дополнительная нагрузка.

Я отвечу, что мы расторгли те контракты, в которых город был страной. Другое дело, что я соглашусь, что это влияет на Москву с точки зрения рабочей силы и транспорта.

Слушатель Леонид спрашивает: «С декабря прошлого года проходит урбанистический форум». От себя спрошу, Москва должна остаться промышленным городом или городом галеристов?

Там было время, и часто чиновники заявляли, что будут закрывать промпредприятия. Но говорить легко, а на деле надо все просчитывать, заинтересованы ли мы в том, что какие-то предприятия закрылись или переехали. В Москве из 6 миллионов 300 тысяч рабочих мест более 2 миллиона занято не москвичами.

А если вывести эти 2 миллиона?

Это же все не искусственная ситуация. Там все перемешано. У нас много промзон, где выработка чрезвычайно низка. Полезность земли недопустимо низка. Нужно сжимать. Современное производство позволяет жить рядом с промышленными зонами.

Урбанистический форум прошел в Москве. Мне понравилась реплика одного из знаменитостей мировых, что они думали, что Москва самодостаточна, и уже к ним не будут обращаться. Но нет, Москва опять открывается. Надеюсь, что такой форум станет ежегодным. Помимо комплиментов обращали внимание на риски, отмечали, что Москва останется глобальным городом, что она будет бороться за людей и за деньги, должна ориентироваться на Лондон. Нью-Йорк, и понимать свои недостатки. К недостаткам относили транспортные проблемы. Они не видят возможности построить дороги на все купленные в Москве машины. Нужно развивать общественный транспорт. И делать его престижным. Москва имеет огромные возможности на территории. Есть ресурсы на повышение плотности. Что высокая плотность в городе - это хорошо, потому что она обеспечивает большое разнообразие услуг, товаров и работ. Говорили, что по-прежнему высок интеллектуальный потенциал. Надо удерживать этих людей. Нужно работать над качеством жизни. Иметь памятники - это не значит иметь туристический продукт.

Вот спрашивают, насколько Москва привлекательна для туристов?

Москва привлекательна для туристов с ее почти 900-летней историей. Имеет много богатств. Но туристы едут на продукт, который включает трансферт, приличные условия на таможне, приличную гостиницу, автобусы. На самом деле, это серьезная индустрия со своими правилами. Это включает и умение полицейских объясняться на английском языке. Это из числа необходимых. Франкфурт имеет каждого третьего постоянно живущего в городе без немецкого паспорта. И это количество увеличивается. Людям приятно там жить, хотя они не граждане этой страны.

А есть политика всяких инноваций и результаты?

Наша задача - увеличить этот сегмент в экономике. Прямых доходов будет не столько много. Москва занимает 4-е место в мире по количеству студентов. И мы должны иметь способы удерживать наиболее талантливых. В этом смысле создание инновационной структуры важно. Вот я был в Давосе, и мне там один сказал: «Представьте себе, что к вам приедет Стив Джобс, А теперь представьте, сколько денег он приведет за собой. А у вас выпускается 100 тысяч каждый год. Сумейте их разглядеть и оставить в себя».

А как вы себе представляете абстрактного Стива Джобса? Что ему нужно. Чтобы здесь остался?

Это может быть предприниматель в области ритейла, программного обеспечения.

Это в жизни выглядит рутинно. Вот Силиконовая долина.

Но ведь инновационными могут быть способы торговли.

Да хоть бы в метро проездные карточки продавали автоматы.

Надо дать этому человеку реализовать себя, чтобы он создал свое дело и не потерял его. Ему тут должно быть престижно и комфортно жить, не бояться за ребенка, передвигаться по миру. Это много проблем, нетривиальная задача. Мы не можем пройти мимо этого.

Вот спрашивают: каким образом фирма «Конкорд» выиграла тендер на поставку питания в школы? Детям кормежка не нравится. Вы отвечаете за еду?

В данном случае, это вопрос Департаменту образования. У родительских комитетов много каналов, чтобы заявить о недовольстве.

А с тендерами, размещением палаток, когда Собянин пришел, было много суеты. Но сейчас устоялось?

Тема болезненная. Мы сократили количество ларьков, пытаемся привести к единообразию, легализовать этот бизнес. Мы хотим взять все деньги «в белую».

А нет проблем с липовыми демпингующими фирмами?

Есть. Изобретательные. Здесь такая шахматная игра. Но удалось все-таки оздоровить эту ситуацию, и надеемся, что это скажется на качестве обслуживания. У нас примерно 680 кв. метров на 1000 человек торговых площадей, а в Европе 1200. В лучших городах в 1500. Такие игры - это следствие дефицита.

Источник: РБК daily

 

Нравится

0

 


 


 

Email: info@xn--57-mlc3bjlr.xn--p1ai
© 2011 Русская лента новостей